Блюз на гитаре. Уроки Импровизации:

Глава 2. Чикагский блюз, блюз как форма популярной музыки. Основы блюзовой импровизации.


Чикагский блюз

В 40х годах 20 века появилась новая форма музыки - чикагский блюз. Многие сельские музыканты начинали переезжать в большие города, в такие как Чикаго, и играть в этих городах музыку блюза. В это время появился качественно новый инструмент - электрогитара, и многие блюзовые исполнители переходили на этот инструмент.


Основы импровизации. Первый бокс блюзовой гаммы

Сегодня мы начинаем осваивать такой приём, как импровизация. Я расскажу вам, как научиться импровизировать на простых блюзовых гармониях. Импровизация в блюзе отличается от импровизации в джазе или в роке, и имеет несколько отличительных черт.


Базовые элементы в блюзовой импровизации

Давайте сейчас остановимся и немного проанализируем процесс составления фраз. Процесс анализа очень важен, ведь так будет развиваться ваше собственное видение и понимание процесса импровизации. Какие элементы встречаются во фразах? Первое - это сами ноты блюзовой гаммы.


Второй бокс блюзовой гаммы

Вообще, блюзовая гамма охватывает весь гриф гитары. Для удобства изучения всей гаммы на всём грифе, её делят на боксы. Всего боксов пять. Первый бокс блюзовой гаммы мы изучили на прошлых занятиях, а на сегодняшнем занятии давайте изучим второй бокс блюзовой гаммы, или бокс Альберта Кинга.


Третий бокс блюзовой гаммы

Мы переходим к изучению третьего бокса пентатоники. В третий бокс входят ноты. Если внимательно изучить этот бокс, то можно увидеть, что ноты третьего бокса в точности повторяют ноты первого бокса, плюс ноты на 10, 11 и 12 ладу первой струны.


Четвёртый бокс блюзовой гаммы

На этом занятии мы продолжаем изучение блюзовой гаммы на всём грифе, и будем рассматривать четвёртый бокс блюзовой гаммы. Этот бокс очень напоминает первый, запоминать его очень легко, и разница в графическом расположении нот четвёртого и первого боксов всего в двух нотах - это 15 лад 5й струны и 13 лад 2й струны.


Пятый бокс блюзовой гаммы

Сегодня мы будем изучать пятый, последний бокс блюзовой гаммы в двух позициях на грифе. Пятый бокс представляет собой следующее. Этот же бокс одной октавой ниже.



Импровизация на одной струне

Сегодня мы рассмотрим такой приём в импровизации, как горизонтальная импровизация, или импровизация на одной струне. Этот метод импровизации очень хорош для тех, кто пока не научился импровизировать внутри бокса, то есть не освоил вертикальную импровизацию. При горизонтальной импровизации очень легко можно научиться создавать первые мелодии.


Мажорная гамма в импровизации

Мажорной гаммой называется такая гамма, в которой расположение между ступенями: Тон - тон - полутон - тон - тон - тон - полутон. Если строить мажорную гамму от ноты ДО, то в ДО-мажорную гамму будут входить звуки...


Арпеджио

Рассматривая арпеджио, хочется упомянуть, что этот приём используется, в основном, в роке. В блюзе же используется арпеджио, состоящее из трёх нот. Если использовать арпеджио на всех струнах, то мы уже выйдем за рамки стилистики блюза. Что же такое арпеджио?


Хроматическая гамма

Начнём с определения. Хроматическая гамма - это такая гамма, в которой используется, кроме основных семи ступеней, все проходящие тона, то есть в итоге она состоит из 12 звуков. Конечно, не все эти 12 звуков используются при составлении конкретной фразы, а только выборочно те звуки, которые создают эффект плавного перехода от одной ступени к другой.


Скоростные легатные пассажи

Ещё одним приёмом, который поможет разнообразить импровизацию, - это скоростные легатные пассажи. Почему скоростные? Ведь умение играть быстрые фразы - это прерогатива рока. Оказывается, и в блюзе этот приём нашел свое место, особенно в техасском блюзе (Стиви Рэй Воэн, Джонни Винтер и т.д.), или же в блюз-роке (Джо Бонамасса, Валтер Трут и т.д.).


Аккорды

Аккорды - это созвучия из трёх и более нот, сыгранных одновременно. В импровизации аккорды могут быть использованы для придания минорного звучания, они создают особую атмосферу и в руках опытного импровизатора - это незаменимый инструмент.


Мотив

Мотивом можно назвать такую музыкальную фразу, которая обыгрывается на протяжении всей импровизации. Импровизация получается не размазанной, не идейно бесструктурной, но строится вокруг одного каркаса, одной фразы - то есть мотива.


Пример импровизации автора №1

Сегодня я хочу представить вам композицию, которую я написал в 2015 году. Она входит во второй мой альбом и написана на третьем году изучения блюзовой импровизации. Композиция довольно простая - это аккомпанемент и соло. Аккомпанемент состоит из вступления, основной части и заключения.


Пример импровизации автора №2

Эту мелодию я написал одной из последних. В ней можно встретить и трёхнотные пассажи на одной струне, и скоростные легатные пассажи, и даже блюз-роковые фразы. Структура композиции та же самая - это аккомпанемент и соло.


Импровизация в других тональностях

ЛЯ-минорная блюзовая гамма, используемая нами на всех прошлых учебных занятиях, является не единственной для создания музыкального произведения в стиле блюз. Блюзовую гамму, имеющую пять боксов, свои аккорды и арпеджио, можно построить от любого звука основного музыкального звукоряда.


Блюз в стиле Стиви Рэй Воэна

Стиви Рэй Воэн своей изумительной филигранной гитарной техникой инициировал возрождение блюза в 80-х годах. Буквально впитав в себя исполнительскую манеру таких блюзменов, как Альберт Кинг, Отис Раш, Мадди Уотерс и рок'н'рольщиков типа Джимми Хендрикса и Лонни Мэка, а также "блуждающих" гитаристов типа Кенни Баррелла.


Блюз в стиле Джимми Хендрикса

Джими Хендрикс - человек-легенда, которого еще при жизни называли гениальным музыкантом. Он открыл множество возможностей нового звучания в электрогитаре, став наиболее изобретательным и смелым виртуозом в истории рок-музыки. Его творчество оказало влияние практически на всех современных музыкантов, превратившись в бесконечный пример для подражания.


Блюз в стиле Бадди Гая

Бадди Гай - блюзовый певец-гитарист, ветеран чикагской блюзовой сцены и один из лидеров современного блюза, многократный лауреат премии W. C. Handy и четырех премий Grammy в блюзовых категориях.


Блюз в стиле Гэри Мура

Певец, рок-гитарист, внесший заметный вклад в развитие современного тяжёлого рока вообще и направления, называемого мелодичным хард-роком, в частности. С четырнадцати лет играет на стандартных "праворуких" гитарах, несмотря на то, что от рождения Гэри - левша.


Блюз в стиле Джонни Винтера

В Бомонте маленький Джонни постоянно был окружен звуками настоящего негритянского блюза и госпелс, что не могло не отразиться на его музыкальных пристрастиях. Первым успехом Джонни было выступление дуэтом с младшим братом Эдгаром, и это выступление транслировалось по местному телевидению.


Блюз в стиле Ларри Карлтона

Ларри Карлтон родился 2 марта 1948 года в Калифорнии. Уже в шесть лет он начал играть на гитаре, а подростком увлёкся джазом и брал уроки у Джо Пассa. По его рекомендации он сменил его в квинтете "George Shearing Quintett" и принимал участие в турне "The Fifth Dimension" и "The Partridge Family".
















Глава 1. Истоки блюза. Кантри блюз



Глава 2. Основы блюзовой импровизации



Глава 3. Блюзовые аккорды и блюзовые риффы



Глава 4. Классика блюза. 5 блюзовых композиций